Главная / Полезное чтиво / Все о присадках в масло

Полезное чтиво

« Назад

Все о присадках в масло  01.06.2017 17:28

Противоизносные и восстанавливающие присадки в масло

Наверняка каждый автолюбитель хоть единожды слышал о таком достижении химической промышленности, как присадки в масло. Многие не просто слышали о них, а и испытывали на своих автомобилях. Отзывы о результатах подобных экспериментов можно услышать самые разнообразные, в них полный спектр эмоций, от искреннего восхищения до полного разочарования.

Мнения о пользе или вреде присадок исключительно субъективны, тем не менее, прежде чем решать для себя, стоит воспользоваться или лучше воздержаться, не лишним будет получить общее представление о том, что такое присадки, для чего они нужны, в чем их отличия, какой принцип их действия.

Прежде всего, присадки – это препараты, которые добавляют в масло с целью улучшения его эксплуатационных свойств. Стоит понимать, что присадки заметно отличаются между собой. Различия не только в производителе, а и в предназначении, и в структуре активных компонентов.

Реметаллизаторы (металлоплакирующие композиции)

Действие данных препаратов основано на эффекте безызносности. Стоит отметить, что данный эффект открыли российские ученые Д.Н. Гаркунов и И.В. Крагельский. Суть эффекта состоит в том, что под воздействием высокой температуры и давления компоненты, входящие в состав присадки формируют тонкую пленку на поверхности детали. Мельчайшие частицы металла оседают на трущиеся части механизмов, заполняют микротрещины, сглаживают микроскопические неровности.

Эффект от применения подобного препарата очевиден – частицы металла сглаживают мельчайшие неровности, соприкасающиеся поверхности выравниваются, как следствие уменьшается трение, повышается износостойкость. Благодаря улучшению работы кривошипно-шатунного механизма можно говорить о возможном снижении расхода топлива и масла. Но для того чтобы достичь желаемого эффекта нужно учитывать ряд особенностей, свойственных данным присадкам.

Тут стоит заметить, что существует две группы реметаллизаторов. Прежде всего, это составы с компонентами, находящимися во взвешенном состоянии. Чаще всего они дешевле, но эффект от их применения сомнителен. Вторая группа реметаллизаторов – присадки с активными компонентами в ионном виде. Они лишены ряда недостатков свойственных первой группе, потому их использование предпочтительнее.

Прежде чем покупать присадку-реметаллизатор стоит расспросить продавца об ее составе, а главное, узнать способ применения. Многие присадки, не отличающиеся высоким качеством и эффективностью, рекомендуется встряхивать перед использованием. Прочитав это на этикетке или услышав подобный совет от продавца, стоит задуматься, ведь такая рекомендация может означать лишь то, что в состав присадки входят дисперсные частицы металла, который имеют свойство опускаться вниз, формируя осадок. Использование подобной присадки может не только не дать должного эффекта, а еще и нанести вред двигателю.

Причина подобной ситуации состоит в том, что в результате постоянного смешивания под воздействием вращений коленчатого вала или ротора масляного фильтра, порошок разлетается, неравномерно оседая на деталях двигателя. Это может привести к тому, что частицы, входящие в состав присадки, перекроют масляные каналы. С другой стороны, в случае долговременного простоя автомобиля, порошок попросту осядет на дно картера. Там он образует нерастворимый осадок, отколовшиеся фрагменты которого с легкостью проникнут в зазоры между трущимися деталями, действуя, как абразив. Потому предпочтительнее использовать ионные препараты, которые лишены подобных недостатков.

Также нужно заметить, что часто в качестве плакирующих составляющих присадок используют мягкие металлы. Пленка, которую они создают на поверхности деталей, также не отличается прочностью, вследствие чего поверхность необходимо постоянно обновлять. То есть для поддержания работоспособности двигателя придется при каждой замене масла добавлять присадку.

Учитывая особенности присадки можно сделать вывод, что использовать реметаллизаторы стоит только в двигателях имеющих большой пробег, да и то перед этим взвесить все возможные риски.

Полимеросодержащие антифрикционные присадки

Достаточно популярны присадки, в состав которых входят полимеры. В качестве активных компонентов таких присадок выступают различные составы на основе силикона, фторопласта, политетрафторэтилена и многих других веществе. Но наиболее распространенными считаются присадки на основе тефлона (политетрафторэтилена).

Данный материал славится тем, что является «самым скользким» материалом в мире, это подтверждает книга рекордов Гиннеса. Еще одним качеством, делающим обоснованным применение подобных материалов в двигателе, является то, что с увеличением температуры и давления его антифрикционные свойства становятся только лучше. К тому же он устойчив не только к высоким температурам, а и к различным химическим воздействиям, характеризуется хорошей пластичностью.

Принцип действие подобных присадок заключается в следующем. В процессе работы трущиеся поверхности покрываются тончайшей тефлоновой пленкой. В результате этого трение металла по металлу сменяется трением полимера по полимеру, к тому же по очень скользкому полимеру. Как следствие – уменьшение трения, снижение вибрации, экономия топлива и масла. К тому же полученная тефлоновая пленка настолько прочна, что может сохраниться даже после того, как автомобиль пройдет 80 тыс. км и более, следовательно, отпадает необходимость постоянного добавления присадки.

В принципе, так оно и есть, присадка работает, но следует отметить, работает не так хорошо, как хотелось бы. Со временем, в результате того, что тефлон, подобно любому другому материалу, изнашивается, мельчайшие его частицы насыщают масло. В результате этого польза присадки превращается во вред. Вместо того чтобы защищать трущиеся поверхности, частицы полимера, попадая в масло, ведут себя как абразивная пыль, стирая поверхности, содействуя выходу из строя соприкасающихся деталей. Очень скоро частицы забивают масляные каналы, способствуют сокращению срока службы двигателя.

Таким образом, тефлоновую присадку можно рекомендовать для использования в двигателях с большим пробегом, но и в этом случае не стоит использовать ее постоянно. Причина в том, что помимо засорения системы отработанным тефлоном часты ситуации «закоксовавания» поршневых колец. Это не приведет ни к чему хорошему, результатом будет увеличение нагрева, возросший расход топлива и масла, а в результате – капитальный ремонт двигателя.

Геомодификаторы (ревитализаторы)

Еще один достаточно популярный тип присадок – присадки ревитализаторы. Их история началась в СССР, на Кольском полуострове. Геологи, во время бурения Сверхглубокой скважины обнаружили, что ресурс бура, который проходит слой породы, содержащий особый минерал, серпентинит, значительно увеличивается. Металл становится прочнее, меньше стирается. Это открытие послужило толчком для разработки присадок, содержащих измельченный минерал.

Геомодификаторы работают следующим образом.

1. Снимается оксидная пленка с металлических деталей. Благодаря силам трения мельчайшие частички минерала проникают в кристаллическую решетку поверхности металла.

2. Под воздействием силы трения, температуры и давления, частицы уплотняют металл, увеличивая деталь, восстанавливая ее нормальные размеры.

3. Длительное действие давления и температуры приводит к тому, что на поверхности деталей создается прочный металлокерамический слой.

Полученный слой металлокерамики характеризуется высокой износостойкостью. Благодаря тому, что частички минерала увеличивают размеры деталей, они восстанавливают их, тем самым увеличивается компрессия, выравниваются трущиеся части механизмов.

Присадка действительно работает, но не все так радужно. Проблема в том, что металлокерамика имеет более низкую теплопроводность, чем чистый металл, таким образом, теплоотдача агрегата заметно уменьшается, что приводит к увеличению температуры трущихся деталей. Следствием этого, может стать быстрый выход из строя двигателя в целом. Опасность возрастает при эксплуатации автомобиля в условиях максимальной нагрузки.

Необходимо также отметить, что момент образования металлокерамики, помимо того, что приносит пользу, защищая двигатель изнутри, сопровождается выделением воды. Она скапливается в моторном масле, что крайне негативно отображается на сроке службы двигателя. И еще один неприятный момент состоит в том, ревитализаторы – это взвесь порошка, со всеми вытекающими последствиями. Частички минерала могут оседать на внутренние поверхности, забивать маслопроводы, масляные каналы. Потому использовать данную присадку рекомендуется только в тех случаях, когда износ деталей составляет 50% и более.

Кондиционеры металлов

Еще один распространенный вид присадок. В основе их действия лежит физическая адсорбция. Молекулы прикрепляются к поверхностям трущихся деталей, создавая прочные связи. Они образуют тонкие прослойки между трущимися деталями. Эта пленка очень быстро разрушается, но также быстро и восстанавливается.

Во многом данные присадки схожи с реметаллизаторами. Точно также активные компоненты, входящие в их состав формируют пластичные массы, заполняющие неровности, снижают трение, увеличивают ресурс деталей двигателя.

Эффект, который обещают производители, чаще всего может быть достигнут. Это способствует росту популярности данных присадок. Только нужно помнить, что в состав многих из них входит фтор и хлор. Под воздействием температуры и давления, галогены могут вступать в химическую реакцию с образованием кислот. Это повышает кислотное число масла, как следствие – его коррозийную активность. Кроме того, хлор и фтор сами по себе токсичны, во многих странах их использование ограничено.
 

Слоистые добавки (модификаторы)

В составе модификаторов имеются вещества, обладающие низким усилием сдвига слоев. Чаще всего в качестве таковых используется: графит, молибден, тантал и некоторые другие вещества. Частицы активных компонентов, попадая в мельчайшие неровности трущихся деталей, заполняют их, выравнивают, тем самым значительно снижая коэффициент трения. Благодаря особой «слоистой» структуре молекул, они легко расслаиваются, образуя своеобразные чешуйки, которые смещаются, заполняя всю зону трения.

Несмотря на видимую простоту и кажущуюся полезность, использовать данные присадки нужно крайне осторожно. Особенно это касается модификаторов, содержащих молибден. Прежде чем использовать такую присадку необходимо внимательно изучить состав базового масла. Не допускается использование молибденовой присадки с маслами, имеющими в составе цинк или кальций. Высока вероятность того, что молибден вступит в химическую реакцию с ними, образуя нерастворимый осадок. К тому же данные присадки значительно увеличивают зольность масла. Во многих случаях увеличение концентрации золы может негативно влиять на работу двигателя, увеличивать износ деталей.

Помимо прочего не стоит забывать, что слоистые добавки, подобно некоторым другим присадкам, являют собой взвесь мельчайших частиц. Частички могут перекрывать масляные каналы, забивать форсунки центрифуг в дизельных двигателях. Это ограничивает их применение в двигателях, но делает возможным использование в трансмиссионных маслах.
 

Нанопрепараты-восстановители

Можно предположить, что любые присадки, имеющие в своем составе частицы, размеры которых измеряются нанометрами, являются нанопрепаратами, но это не совсем так. Нанопрепаратами считают те из них, в которых действие наночастиц является определяющим, а не носит вспомогательный характер.

Нанотехнологии развиваются стремительными темпами, они проникли во все сферы деятельности человека, в том числе и в автохимию. Все чаще можно встретить в продаже присадки в масло, имеющие в своем составе частички алмаза или бетонита. Они формируют прослойку между трущимися поверхностями, с высокими антифрикционными показателями. Применение таких веществ, как алмаз, позволяет использовать присадки при очень высоких температурах, не опасаясь за последствия.

Помимо использования привычных форм углерода, таких как алмаз, интерес представляет и другие виды его кристаллических решеток. Не так давно, при исследовании паров графита были получены еще несколько вариантов решетки углерода. Наиболее интересен – фуллерен С60. Его отличительная черта – особая конструкция молекулы, она напоминает футбольный мяч.

Применение фуллерена с такой формой молекулы позволяет создавать в зоне трения настоящие микроскопические подшипники. Они не просто создают участок с низким уровнем трения, а формируют настоящую буферную зону между деталями.
 

Присадки в линейке Bardahl

Существующие на сегодняшний день присадки, в случае правильного их применения, могут способствовать улучшению работы двигателя. Вот только для получения действительно хорошего результата необходимо сделать правильный выбор. Необходимо выбрать ту присадку, которая оптимально подойдет для решения той или иной проблемы. Тут важно выбрать не только ее тип, но и производителя. Покупая продукцию известных брендов можно быть уверенным – результат не заставит себя ждать.

В линейке продукции Bardahl множество присадок, которые позаботятся о том, чтобы двигатель работал долго и без аварий. В зависимости от того, что именно нужно получить в результате использования присадки можно обратить внимание, к примеру, на FullMetal. Это один из наиболее популярных продуктов Bardahl. Присадка имеет высокие восстановительные показатели, что позволит вернуть к жизни двигатель с большим пробегом.

Современные нанопрепараты Bardahl с применением фуллерена С60 и запатентованной технологии PolarPlus создадут на поверхностях трения прочный защитный барьер, продлевая срок службы деталей.

Для решения любой задачи в линейке продуктов Bardahl можно найти подходящий продукт. Только до того, как использовать ту или иную присадку, следует непременно проконсультироваться со специалистом. Взвесить все за и против, а после принимать окончательное решение.



Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль:
запомнить